Сад, где обитают Будды

Художественное явление, именуемое сейчас японским садом, сформировалось примерно сначала X века. С тех времен все, кому довелось узреть реальный японский сад, от всей души восторгаются им. Продуманность композиции, очевидность серьезных законов гармонии делают таковой сад настоящей моделью мироздания.

Вначале сады в Стране восходящего солнца разбивались при синтоистских монастырях. Жизнь монахов проистекала в молитвах и созерцании, а отысканный ими метод передать священную силу природы через символические сады позволял раздвинуть рамки монастырской местности: за маленьким прудом стоял целый океан, а бугры воплощали красоту всех горных хребтов планетки.

Предстоящей эволюции садов содействовал буддизм. Аскетизм буддийской философии породил искусство сухого сада, где при помощи сыпучих природных материалов (песка, гравия) и камешков разной формы и фактуры создавались волнующие пейзажи, в каких можно было рассмотреть не только лишь модели одичавшей природы, да и метафорический рассказ о странствиях людской души, о превратностях жизни и, самое главное, о методах преодоления этих препятствий.

Для буддиста создание сухой композиции – один из путей дзен, полный созерцательности и осознания природы камешков. У каждого камня – своя душа, своя жизнь, за каждым стоит своя метафора.

Расставить камешки ошибочно – значит солгать и тем спровоцировать гостя сада на неверный чувственный отклик. Конкретно так как каждому камню присуща особенность, нереально просто скопировать сотворения мастеров древности, о чем предупреждал еще создатель «Сакутейки», рекомендуя при разработке композиций доверяться сначала своим ощущениям.

Сад у дома

«Светские» японские сады формально можно было бы подразделить на малые, от нескольких квадратных метров, предназначенные только для созерцания, и на огромные, ландшафтные, в каких можно гулять, любуясь сменой композиций, бегущими ручьями, умело выполненными островами, мостиками и каменными пагодами.

Кроме сухих пейзажей, японским садом может стать ландшафтная композиция, главный герой которой вода, – сад воды.

Несколько пореже можно повстречать сад мхов, построенный на игре фактуры и цветов зелени этих старых жителей планетки.

Почаще же всего домашние восточные сады содержат в себе и камешки, и воду, и зеленоватые насаждения; существенную роль играют малые строительные формы – мостики, фонари, беседки, различные сосуды для воды, которых нет ни в каких других садах мира. Но каким бы ни был подбор частей, принципиально только то, что владелец сада желал выразить, остановив собственный выбор конкретно на их.

Иньская сила сада

В самом начале эволюции садового искусства Стране восходящего солнца (VII–XII столетия) в этой стране использовалась китайская модель сада с водоемом: обустраивались очень огромные пруды и озера, в каких можно было кататься на лодках в форме дракона, перемещаясь таким макаром через весь сад. Под воздействием дзен-буддизма появились имитации аква пространств из камешков и песка и появилась тенденция ценить не столько водную гладь, сколько динамику потока и звуки, издаваемые ручьями и водопадами. Водопады японского сада могут быть ординарными и сложными, многоступенчатыми. Места для их выбираются с особенной тщательностью. Практически всегда эти водные сооружения прикрыты растительностью, что присваивает пейзажам еще огромную романтичность.

С этой и с той стороны
Шум водопадов слышится
Через молоденькую листву
Ёса Бусон

Вода может стать и как пруд. В современных японских садиках пруды подменяют маленькие каменные бассейны с водой, а время от времени даже для их не находится места. Тогда «думы об отдаленном», которые, по воззрению японских поэтов, вызывает вода, могут быть навеяны только средством тсукубаи – каменной чаши в виде бочки, в какой обычно омывали руки при чайной церемонии. В неких случаях тсукубаи может находиться на уровне земли, но в большинстве случаев ее приподнимают на высоту 20–30 см. Обычно тсукубаи ставят на низкой маленькой ровненькой площадке перед каменной стенкой, живой изгородью либо в центре сада и обязательно освещают каменным фонарем.

Другой декоративный элемент сада, имеющий прямое отношение к воде, – узкий водопровод из полого стебля бамбука. Японское заглавие этого водотока – shishi odoshi, что в переводе значит «пугающий оленя», потому что он был придуман фермерами конкретно с этой целью. В большинстве случаев такие сооружения располагают на краю пруда.

Мостики – древесные либо из камня – позволяют преодолеть водные препятствия (ведь даже небольшой ручей – прототип бурной реки). В японском саду они очень своеобразны, просто узнаваемы по конфигурации. В большинстве случаев мостики опираются на берега, но бывают и висящие.

Светится луна.
Ступил на мостик висящий –
скрипнули доски…
Найто Мэйсэцу

С инженерной точки зрения водоснабжение в японском саду замкнуто. Употребляются насос и система водопроводов, но все это тривиально просто для воплощения, тщательно описано в соответственных пособиях и знакомо хоть какому ландшафтному конструктору.

Символика вечности

Растения возникают и исчезают, водоток может поменять русло и пропасть, и только камешки делают в саду чувство вечности.

В той крохотной модели мироздания, которую представляет собой восточный сад, камень вначале был призван воплощать труднодоступные верхушки, подпирающие облака. Но постепенное появилось истинное искусство расстановки камешков – сутэ-иси, средством которого можно изображать любые сцены и любые элементы природы.

Один из главных принципов японского сада: камешки всегда располагают на искосок. Употребляются в большинстве случаев необработанные, естественные глыбы; более ценными числятся экземпляры, покрытые ржавчиной либо мхом кофейного, красноватого либо пурпурового цвета, пореже белоснежного.

Вечер.
По теням от лиственниц
Тихо ступаю.
Как будто по осколкам
Прошедшей жизни собственной.
Мотоко Митиура

Со времен величайших садовников древности, уверенных в том, что неверное размещение камешков в сухих садах способно поменять к худшему судьбу владельцев, существует ряд правил, которых следует придерживаться при разработке композиций. К примеру, не следует брать камешки круглой либо квадратной формы; нельзя укладывать один за одним камешки схожих формы и массы. Группы камешков должны быть чуток в стороне от высаженных растений. Камешки устанавливают на поверхности либо отчасти зарывают в землю, время от времени наклонно, под углом к поверхности. Положение камня должно быть размеренным – за этим необходимо смотреть в особенности строго. Для устройства тропинок употребляют экземпляры с одной ровненькой стороной (неровную углубляют). Длинноватая ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению тропинки.

В японских садах обширно употребляются песок и маленький гравий. Для сотворения сухих композиций на утрамбованную землю насыпают слой песка шириной 5–6 см и особыми граблями наносят набросок, символизирующий в большинстве случаев волны либо рябь на воде. Набросок просто возобновляется, а песок временами следует досыпать. Располагают сухие пейзажи на маленьких участках сада, защищенных от ветра.

Свет фонарей

Людям Запада в особенности полюбились фонари, вначале бывшие элементом храмовых восточных садов. В большинстве случаев их устанавливают у извивов садовой дорожки, на краю водоема, ручья либо рядом с мостиком. Для производства таких фонарей используют разные камешки, дерево либо пемзу. В огромных садах употребляют пьедестальные фонари (тачи-гата), высотой до 1,5, а время от времени и 3 м. Сокрытые фонари (икекоми-гата), свет от которых ориентирован в землю, в большинстве случаев располагают около тсукубаи. Мелкие фонарики (оки-гата) обычно располагают на краю пруда, в стороне от тропинки, либо в крошечном внутреннем саду. Не считая того, есть фонари с квадратной либо круглой крышей, имеющие каменные либо бетонные подставки (юкими-гата); инсталлируются они, обычно, около водоемов.

Зеленые гости сада

Для японца не составляет труда сделать шаг от созерцания хоть какой былинки до целой палитры раздумий о бренности бытия. За каждым растением стоит смысловая символика: тростник – мужественность и стойкость, сосна – долголетие, лотос – духовная чистота и т. д.

Рядом с расцветающим вьюнком
Отдыхает в жару молотильщик.
Как он грустен, наш мир!
Басе

Базу всех растительных композиций составляют вечнозеленые деревья и кусты. Для листопадных растений учитывается не только лишь форма в период активной вегетации, да и смена расцветки зависимо от времени года и то, как они смотрятся с облетевшей листвой, так как сад должен доставлять наслаждение круглый год.

Самое почитаемое дерево в японском саду – сосна. В большинстве случаев можно узреть сосны с искусственно сформированной кроной – садовый бонсай. Жители страны восходящего солнца достигнули неописуемых высот в этом искусстве, и дерево прекрасной формы может стать основой всей композиции сада.

Очередной обязательный житель восточных садов – тростник. Эта очень стремительно возрастающая травка в композициях может быть дополнена папоротниками. Тростник – надежный тротуар для крохотных жителей сада.

Ливень вечерний – на землю торопятся муравьи
По стволам бамбука…
Дзёсо

Нереально представить восточный сад без расцветающих плодовых деревьев. Особенное отношение у японцев к вишне, под ветвями которой каждый способен прочуять и ценность человечьих отношений, и нескончаемую печаль…

В композициях из растений в восточном саду огромное внимание уделяют колерам зелени: более черную помещают на заднем плане, а светлую – на фронтальном, создавая чувство глубины места сада.

Проблемы акклиматизации

Разница погодных критерий заносит свои коррективы в варианты японских садов на русской земле: многие растения, соответствующие для Стране восходящего солнца (более теплой и увлажненной, чем Китай, страны), у нас просто не выживают, и им приходится находить подмену.

Главное растение восточного сада – сосна – в Рф зимует. На эту роль в большинстве случаев берут вариетет сосны горной Pinus muga mughus pumillio. Отличительная черта этого растения – размещение концов ветвей на одной высоте. В итоге образуются плоские шары, которые фактически не нуждаются в стрижке. Не считая того, садовый бонсай можно сформировывать из Pinus silvestris, Pinus strobus (сосны Веймутова). Употребляют для этой цели практически все можжевельники (к примеру, Juniperus horizontalis «Prince of Walles», «Wiltoni», «Jad River», «Rockery Jem», «Blue cheap», «Grey pearl»), тую либо кадушечные растения, на зиму убираемые в закрытые, отлично освещаемые помещения с низкими температурами.

Примечательные японские клены (зеленоватый Acer palmatum dissectum и красный A. р. dissectum atropurpurea) не способен пережить наши зимы, для их существует «кадушечный» вариант зимовки.

Сделать условия для зимовки уличных растений из кадок тяжело; их нельзя поставить в зимний сад, потому что температура зимнего сада, даже субтропического, очень высока для кленов (эталон для их +1-50С). Потому время от времени ландшафтные дизайнеры идут на смену экзотов местными растениями. К примеру, клены удачно поменяет бузина (Sambucus racemosa v. Plumosa либо v. plumosa aurea), которая, стриженная, смотрится немногим ужаснее.

К числу неподменных растений восточного сада относится ни при каких критериях не возрастающий в русском климате тростник.

И он представлен на наших участках только в качестве строительного материала для декоративных решеток, заборов и водотоков. Посреди папоротников существует огромное количество видов, зимующих в наших краях, в том числе орляк. Отлично вырастают декоративные кусты, распространенные в восточных садах: рододендроны и бессчетные сорта спиреи, в том числе карликовые.

Но разница в видовом перечне растений – не самая основная причина того, что японские сады за пределами Стране восходящего солнца смотрятся не совершенно потому что охото их создателям. Во-1-х, уникальный климат, обеспечить который на собственном участке никто не способен (в Стране восходящего солнца очень мокроватый воздух, непередаваемый цвет мокроватых камешков и т. д. и т. п.). Во-2-х, необходимо очень глубоко понять каноны японской садовой философии, проявить необычную тщательность при выполнении проектов.

И с этой точки зрения еще честнее будет вырастить бонсай либо же ограничиться строительством в саду просторной японской беседки, снутри которой, за стеклом, посадить тростник (некоторый аналог зимнего сада, но в формате «моно» – с одним-единственным растением), чем растрачивать огромное количество средств и усилий на то, что все равно будет смотреться как пародия на величавое искусство японского сада.

Тройник ВР 32х3/4х32 ТПК-АКВА

Тройник — удачный и надежный метод соединения полиэтиленовых труб. Применяется в роли фитинга в системах прохладного питьевого и технического водоснабжения, канализации либо орошения. Девайс из целофана употребляется в надземных и подземных трубопроводах. Универсальность обеспечивается благодаря высочайшим высококачественным показателям. Изделие стабильно к коррозии и воздействию хим веществ. При всем этом совсем неопасно для здоровья человека и среды.

Достоинства: